18 марта 2024 года состоялся открытый урок преподавателя Т.Н. Грянниковой на тему «Работа над гаммой в классе виолончели». (данный урок вошел в серию открытых уроков отделения, посвященных работе над гаммами, как одним из важных аспектов обучения игре на инструменте) . Урок проводился с обучающейся 5 класса Козловой Анастасией.
На уроке были поставлены следующие цели:
1. Добиться того, чтобы учащиеся понимали значение гамм и арпеджио и интервалов, как основного музыкального “материала”. (В этом нетрудно убедить учащегося на примерах, взятых из самых различных произведениях.)
2. Любыми средствами довести до сознания учащегося, что не допустимо играть гаммы и арпеджио формально, невыразительным звуком, небрежной интонации, т.к дело идёт о выработке навыков художественного исполнения музыки.
3. Разъяснить ученику, какие широкие возможности совершенствования исполнительских навыков представляет изучение гамм и арпеджио.
Не смотря на то, что вопрос работы над гаммами достаточно изучен и разработан в методической литературе, его актуальность не уменьшается, поскольку с гаммами обучающийся встречается на пути всего обучения-при исполнении художественных произведений и конструктивного материала.
В работе над гаммами Т.Н. Грянникова выделила следующие задачи:
1. Работа над атакой звука.
2. Работа над переходами.
3. Работа над кантиленой. (В этих упражнениях надо предусмотреть разностороннее развитие различных приемов кантилены: атаки звука и перемены направления смычка, работу над динамикой и тембрами звука, над переходами левой руки).
Чтобы добиться большей отдачи от обучающейся и нужного результата, преподаватель сама показывала приемы работы над развитием нужного интонирования, а также способы ритмической организации гаммы и арпеджио. Урок был строго регламентирован, что позволило решить задачи и достичь поставленной цели.